Процесс
воспитания в современной школе направлен
на формирование
всесторонне
развитой личности, у которой приоритетными являются
нравственные
качества. Как в наше, чересчур прагматичное время,
сохранить в
маленьком человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе семена добра и
сострадания? Психологи отмечают, что младшие школьники способны, как губка
впитывать все новое, что именно в это время у них формируются важнейшие
психические функции. Нам, учителям
важно не
только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в
детях природные задатки, но и заложить понятия
общечеловеческих,
нравственных
ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести свое место в
социуме.
В младшем
школьном возрасте у детей закрепляются привычки
культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о
нравственных нормах. Я работаю по
системе развивающего обучения Л.В.Занкова и хочу отметить, что дидактическая
система Л.В. Занкова способствует наиболее полному развитию нравственных
ценностей у ребенка, рассматривает проблемы воспитания личности в процессе
обучения, объединяет воспитание, развитие и обучение в одно целое. Занятия в начальной школе открывают детям путь к
нравственной стороне познания окружающего мира.
Мир прекрасен
своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть
гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости,
любви к окружающему миру формируют личность с позитивным взглядом на мир и
способствует развитию творческих способностей ребенка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды
деятельности: изучение красот родного языка; чтение; рисование, художественный
труд; слушание музыки и размышление о ней.
Познав себя, человек
познает не только свое «я», но и «я» всех остальных. Мы все живем в обществе. И
в каждом обществе найдутся богатые и бедные, те, чье социальное положение выше,
те, кто более уважаем. Физическое здоровье тоже у всех разное. Эти различия -
одно из условий земного экзамена. Обман, несправедливость, ущемление прав
других, к сожалению, стали нормой жизни. Хитрость и изворотливость считаются
способом хорошо жить. Угнетатель - мучает труженика, ловкий - честного, сильный
- слабого. Процесс
сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребенка, ведь то, что
его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность.
Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни - важнейшие задачи
современной школы.
Главный
результат, которого хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками
вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Продолжением учебной деятельности в воспитании
общечеловеческих ценностей является внеклассная работа. На ней я хочу
остановиться более подробно. Во внеклассной деятельности в максимальной степени
могут реализоваться возможности нравственного воспитания младших школьников. Традиционно,
в 1-м классе я провожу диагностику нравственной воспитанности учащихся, что
позволяет в дальнейшем определить основные направления работы.
Основным направлением в моей
воспитательной работе, является духовно-нравственный аспект. Кружок ОПК,
который я веду в своем классе, - это одна из главных форм воспитательной
работы. На занятиях кружка дети не только узнают о законах духовности,
нравственности, справедливости, патриотизма, но и стараются руководствоваться
ими в своей жизни. Целью духовно-нравственного воспитания является не
только общение и забота о близких и
дорогих людях, но и формирование в детях понятия о социальной ответственности
(забота об инвалидах, участниках Великой Отечественной войны, престарелых
людях). Ярким примером
проявления любви, милосердия,
сострадания, заботой о ближних у моих учеников является многолетнее общение с
пожилыми людьми, проживающими в Доме – интернате для престарелых и инвалидов
с.Краснолипье Репьевского района. Сложилась традиция: в Светлые и Великие
православные праздники мы с детьми стараемся поделиться радостью с одинокими
стариками и подарить им минуты счастья. Ежегодно мы устраиваем для них
Рождественские и Пасхальные концерты. Дети вместе с родителями готовят костюмы
для выступления, а так же сувениры для проживающих в Доме – интернате. Те же с
нежностью и нетерпением ждут встречи с детьми.
Традиционны
наши встречи и в Международный день инвалида. Мы стараемся показать, что этот день – день людей сильных духом,
поддержать их, выразить им свое восхищение их мужеством. Дети видят воочую, как
эта жизнь дорога, какой бы она не была. А эти
проявления жизнелюбия и оптимизма инвалидов могут служить примером для всех
нас. Этими встречами я стараюсь воспитать в детях уважение к старости, показать
как страшно одиночество. А люди с ограниченными возможностями имеют право на
счастье, поддержку всех членов общества. Посещая дом-интернат, дети не
только делятся своей радостью и задором, но
и понимают всю важность и потребность в заботе о людях, нуждающихся в
любви.
«Ребенку
можно внушить все, что угодно, не он будет отвечать, а вы.
Так
прилагайте все усилия, чтобы воспитать ребенка здоровым не только телом, но и
душой.»
Епс.
Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)
|