Современные технологии духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на уроках математики
Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности на различных уровнях государственной и социальной структуры рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных современных технологий. В данном случае происходит совпадение педагогических и социально-педагогических технологий, поскольку они однозначно ориентированы на воспитание и развитие собственно духовных и нравственных сторон личности. Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. Репьевская земля – хранительница исконно-русских традиций, чистоты нашего языка и духа. История Репьевского края – это богатый духовный, культурно-исторический материал для гражданского становления юных репьевцев, для воспитания у них чувства любви к родному краю, селу. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Они зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира. Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о селе, повышает интерес к предмету. Когда история сплетается с умением решать задачу, задача становится более значимой. Она помогает погрузиться в прошлое, реально представить его картины, стать участником былых событий. Назначением таких задач является не только формирование умения их решать, но и воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственные ценности. Такие задания способны оставить глубокий след в личностном становлении подростка. В моём распоряжении задачи по математике, составленные с опорой на краеведческий материал по теме «Мое древнее село», которые сгруппированы в II раздела: «Натуральные числа» (Село. Его архитектура.), «Величины» (Исторические памятники.) Внутри раздела задачи условно объединены в блоки с краткими историческими справками, определяющими содержание задач. Задачи помогают открыть красоту Репьевской земли, её уникальные природные и культурные ландшафты. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках. К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные. Решение краеведческих задач при обучении математики не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – разработка социально-педагогических проектов. Участие в них дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями, позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. Большой интерес у ребят вызвали проекты «Забота о природе глазами юного математика», «Что можно сделать из мусора» в ходе которых мы пришли к выводу, что использование электронных учебников и рациональное использование бумаги даст возможность поменьше вырубать лес - тем самым сохранить богатство нашей природы. А чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.
Школьники очень многому учатся в ходе таких проектов: собирать и систематизировать материал, составлять диаграммы, выступать перед аудиторией. Но самое главное значение подобного рода деятельности - повышение собственной речевой культуры всех участников исследования. Незаметно, исподволь формируя умение прислушиваться не только к речи окружающих, но и к своей собственной, дети учатся удерживать свой язык от навязчивых жаргонизмов, от зла и раздражительности. И тем самым осуществляется нравственное воспитание учащихся.
Проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень воспитанности, коммуникативной и информационной компетентностей. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой. Таким образом, изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа. Систематическое использование заданий с элементами краеведения формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит подростков гордиться своим селом. Значит, требуется обновленный подход к путям и методам патриотического воспитания школьников не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, доброты, любви к родному селу. Вместе с тем у школьника можно сформировать эти чувства, но не дать современного образования. Важно повышать воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания. Необходимо не одностороннее воспитание, а целостный подход к формированию личности школьника. Поэтому перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем. Тогда в сердце ребят на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства, о своей «малой родине»
|