Система интегрированных уроков чтения и МХК
Важным компонентом системы духовно-нравственного образования в моей работе является разработанная система интегрированных уроков чтения и МХК. В центр каждого интегрированного урока ставится определённая нравственная проблема, которая рассматривается и с точки зрения художественного материала, и с точки зрения жизненного опыта самих учащихся.
В соответствии с возрастом отбирается ряд наиболее интересных произведений: народные и авторские сказки, былины, поэма «Руслан и Людмила» А. Пушкина, роман «Лето Господне» И. Шмелёва, повесть «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя и др. Каждому из этих произведений находятся соответствия из мира музыки и изобразительного искусства: оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», М. Глинки «Руслан и Людмила», П. Чайковского «Черевички», живописные работы В. Васнецова, И. Билибина,
Б. Кустодиева и др. Появляется возможность поднять вечные нравственные проблемы: добро и зло, любовь и верность, патриотизм и предательство и т.п.
Материал в системе уроков располагается таким образом, чтобы к поднятой однажды проблеме ребята возвращались в последующих, более старших классах, на более высоком уровне обобщения.
Основными принципами системы интегрированных уроков являются следующие:
- Средствами, присущими тому или иному виду искусства, учить ребенка глубже и тоньше понимать людей, осмыслить главные нравственные закономерности жизни, как они отражены в великих произведениях.
- Установление межпредметных связей. Погружение ученика в единое культурное пространство, в котором гармонически взаимодействуют литература, музыка, живопись.
- Принцип эмоционального воздействия, осуществляемый как подбор эмоционально окрашенных фрагментов произведений. Путь к нравственной истине, как известно, лежит через эмоции.
Система интегрированных уроков литературы и МХК помогает школьникам осмыслить произведения искусства в их взаимосвязи, обогащает кругозор учащихся, способствует становлению эстетической, эмоциональной, нравственной культуры. На интегрированных уроках ребята учатся размышлять, анализировать факты и явления, формировать и высказывать своё мнение по той или иной проблеме, отстаивать свою точку зрения. Подобные уроки способствуют активному развитию личности школьника.
Урок литературного чтения – урок – диалог, который строится как совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
В каждом случае руководствуюсь целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Основная форма работы – традиционный урок в сочетании с уроком – спектаклем, уроком – презентацией, литературной гостиной.
Такая многолетняя, проверенная жизнью практика даёт свои положительные результаты. В творческих работах детей виден неподдельный интерес к добрым и умным книгам, желание разобраться в поступках героев, попытаться найти истину.
|