Воскресенье, 05.01.2025, 12:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование УУД младших школьников

                                                                Золотарева Елена Владимировна

                               МКОУ «Репьевская школа» с.Репьевка Воронежской обл.

            Формирование универсальных учебных действий

       средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

 

          Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.)  и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание, каким является,  прежде всего, теория Л.С. Выготского. Понятие  "зона ближайшего развития",  введенное в психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведет за собой развитие.  А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью,  поставленной перед российским образованием  разработчиками Концепции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности». Совпадение целеполагания и  психологических основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть выполнены Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В  Стандарте принципиально новыми являются Требования к трём  группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение обучающимися УУД  (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности).

                    УУД (личностные и метапредметные)

1) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и  предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними;

2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).                                    Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную взаимосвязь.               При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять  в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения -  развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют комплекс личностных УУД. Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает  регулятивные УУД.  Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс  познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п. Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее.  Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития  коммуникативных УУД. Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели  - оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве  все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных действий» основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении. С точки зрения развивающего обучения, именно так  - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности -  и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной, и духовно-нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье.  Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно-методические комплекты,  разработанные за последние пять с лишним десятилетий.  Например:

Окружающий мир, авторы Казакова А.Н.,Дмитриева Н.Я.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общения, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ученики обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир» дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования УУД. Так, погружаясь в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально - чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей  Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме».  [1]  К примеру, при изучении темы «Загадки Земли. Связь прошлого и настоящего» во 2 классе, у детей формируется представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России (личностные УУД). Дети сами осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, учатся пользоваться знаково-символическими средствами (познавательные УУД). Дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами урока (регулятивные УУД). А так же в процессе изучения темы у учащихся формируется собственное мнение и собственная позиция (коммуникативные УУД). «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию… При этом знания, умения, навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов   целенаправленных действий, т.е. они формируются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».[2]   УУД – целостная система, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и возрастными особенностями. Задача учителя – такое проектирование учебного процесса, когда он и проецирует итоговые результаты итоговые результаты обучения на данный этап учебного процесса в тематическом планировании, и конструирует «учебные ситуации», в которых ребенок будет открывать новые знания сам, продумывает разнообразные формы организации работы учащихся в группах и парах, и планирует способы индивидуальной поддержки, и предусматривает возможности организации проектной деятельности. Тем самым способствуя формированию у учащихся универсальных учебных действий.

 Литература:

 

1) А.Г.Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

 

 2)А.Г Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.П.Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал Л.В.Занкова»

 

3) Сборник программ

 

4) УМК в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

 



[1] Сборник программ стр.23

[2] «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г.Асмолова

Категория: Мои статьи | Добавил: elena (26.03.2013)
Просмотров: 1593 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz