Золотарева Елена Владимировна
МКОУ «Репьевская
школа» с.Репьевка Воронежской обл.
Формирование
универсальных учебных действий
средствами системы
развивающего обучения Л.В. Занкова
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.)
и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое
психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория
Л.С. Выготского. Понятие "зона
ближайшего развития", введенное в психологический
лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение
ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В.
Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель
которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с
целью, поставленной перед российским образованием разработчиками
Концепции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования
является развитие личности». Совпадение целеполагания и психологических
основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает,
что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть выполнены Требования
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования. В Стандарте принципиально новыми являются Требования к трём группам
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования, включающим освоение обучающимися УУД (личностных,
метапредметных результатов образовательной деятельности).
УУД (личностные и
метапредметные)
1) формируются и
развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования,
что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними;
2) развиваются в
неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно
друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные,
коммуникативные, личностные).
Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы
Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную
взаимосвязь. При организации учебного процесса в
системе Л.В. Занкова у
ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Чтобы раскрыть это
утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие
личности ребенка. Это
означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения. Именно мотивирование, формирование
положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют комплекс личностных УУД. Поскольку в системе Л.В.
Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную
задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый
контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя
и т.п., то есть развивает регулятивные
УУД. Целью действующего ребенка является узнавание,
открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных
УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает
причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме,
использует общие приемы решения задач и
т.п. Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия
для продуктивной коммуникации между
учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как
для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять
зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на
нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет
осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они
будут контролировать действия
партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться,
приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации,
формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия
для развития коммуникативных УУД.
Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели - оптимальное
общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве все виды УУД, полный
перечень которых представлен во ФГОС НОО и
учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных
действий» основной
образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении.
С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и
должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его
личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной, и духовно-нравственной
сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое
понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего
развития выстроена его дидактическая система и все занковские
учебно-методические комплекты,
разработанные за последние пять с лишним десятилетий. Например:
Окружающий мир, авторы Казакова
А.Н.,Дмитриева Н.Я.
Стержнем курса является логика исторического
развития Земли, природы, человека и человеческого общения, знаний человека об
окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от
класса к классу ученики обогащаются новыми знаниями, новыми способами
деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его
исторического развития. Широкая содержательная область, которая представлена в
учебниках «Окружающий мир» дает возможность каждому ребенку найти сферу своих
интересов, создавая условия для формирования УУД. Так, погружаясь в широкую
природную и общественную среду активизирует эмоционально - чувственную сферу
детей, пробуждает у них интерес к своей
Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье,
чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме». К примеру, при изучении темы «Загадки Земли.
Связь прошлого и настоящего» во 2 классе, у детей формируется представление о
своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России
(личностные УУД). Дети сами осуществляют поиск необходимой информации для
выполнения учебного задания, учатся пользоваться знаково-символическими
средствами (познавательные УУД). Дети учатся планировать свои действия в
соответствии с поставленными задачами урока (регулятивные УУД). А так же в
процессе изучения темы у учащихся формируется собственное мнение и собственная
позиция (коммуникативные УУД). «Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию… При этом знания,
умения, навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих
видов целенаправленных действий, т.е.
они формируются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
учащихся». УУД – целостная система, в которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением
с другими видами учебных действий и возрастными особенностями. Задача учителя –
такое проектирование учебного процесса, когда он и проецирует итоговые
результаты итоговые результаты обучения на данный этап учебного процесса в
тематическом планировании, и конструирует «учебные ситуации», в которых ребенок
будет открывать новые знания сам, продумывает разнообразные формы организации
работы учащихся в группах и парах, и планирует способы индивидуальной
поддержки, и предусматривает возможности организации проектной деятельности.
Тем самым способствуя формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Литература:
2)А.Г
Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.П.Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева «Реализация
нового образовательного стандарта: потенциал Л.В.Занкова»
3) Сборник программ
4) УМК в системе развивающего
обучения Л.В.Занкова
|